Преподобномученик Исаа́кий (Бобраков), Оптинский, архимандрит
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
24 октября - Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших
18 ноября - Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
Житие
Краткое житие преподобномученика Исаакия Оптинского
Преподобномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобраков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец Николай Родионович Бобраков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом.
О появлении в Оптиной пустыни Николая рассказывал преподобный Нектарий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят». По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: «Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту».
Преподобный Исаакий пришел в Оптину пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию принять Ивана Бобракова к себе на добровольное послушание.
17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобраков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, преподобный Исаакий был рукоположен в иеромонаха.
30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. Духовная дочь преподобного Никона монахиня Мария (Добромыслова) писала о преподобном Исаакии: «По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью».
Преподобный Исаакий принял настоятельство в тяжелое для России время: только что началась Первая мировая война, потом грянет революция, разразится братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушатся невиданные испытания и гонения.
К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности.
Преподобный Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келии, как правило, угасал только под утро... Мир душевный источали вся фигура преподобного, его неторопливые движения, его умные и добрые глаза. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.
В «Летописи скита» говорится о том, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском Церковном Соборе 1917 года.
23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Настоятеля, преподобного Исаакия, власти отстранили от дел и поручили преподобному Никону передачу имущества монастыря музею.
Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на целых 65 лет.
В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием.
...Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. Преподобный Исаакий переехал в город Белев Тульской области.
В 1932 году преподобного Исаакия вновь арестовали. Пять лет спустя преподобный Исаакий сподобился от Господа мученического венца.
Священномученик Исаакий был обвинен в связи с делом Белевского епископа Никиты (Прибыткова), которому вменялось в вину, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме святителя Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения, и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста».
Сначала, в 1937 году, было арестовано сто человек, и они все были расстреляны, а 16 декабря 1937 года было арестовано еще двадцать человек. Все они подверглись жестоким и бесчеловечным испытаниям: их заставляли стоять и не спать несколько суток при беспрерывном допросе сменяющихся следователей. Нельзя было сесть, и если человек падал, то его обливали холодной водой. Они все отрицали. Преподобный Исаакий был тверд в своей правоте, отрицал все наветы и дал ответ краткий и ясный: «В состав подпольного монастыря я не входил...».
Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года белевским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где заседала «тройка», которая 30 декабря 1937 года вынесла приговор: расстрел.
Приговор привели в исполнение 26 декабря/8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
Так прервалась земная жизнь священномученика Исаакия. Тихая, истинно по-монашески безмолвная жизнь его, чистая и твердая в своих православных устоях, увенчана страданием за Христа, верностью Ему до самой смерти. Подобно древним мученикам, не боясь жестокости врагов Христовых, твердо стоял священномученик Исаакий в своем исповедании: «От креста своего не побегу!». И кровью своею засвидетельствовал свою верность Господу нашему.
Полное житие преподобномученика Исаакия Оптинского
Отец Исаакий принял управление обителью в 1914 году, когда уже шла Первая мировая война, а следом надвигались события, разрушившие многовековой уклад жизни России. После революции 1917 года он не оставил попечение о братии и духовных чадах, паломниках, продолжавших приезжать в Оптину, а затем в Козельск, где уже в виде общины продолжала теплиться жизнь разоренной обители. Его мудрость, простота, духовный мир никак не поколебались среди гонений, этот мир он распространял и вокруг себя. Господь сподобил его принять мученический венец, вместе со старцами Никоном и Нектарием он достойно нес крест исповедничества в годы утверждавшегося безбожия, явив пример последования Христу до смерти.
«Это будет последний оптинский архимандрит...»
Иван Николаевич Бобраков родился в 1865 году в деревне Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его родители были людьми благочестивыми, с детства приучили детей к храму, домашней молитве, воспитывали их в страхе Божием. Отец Николай Родионович со временем поступил в Оптину пустынь, где подвизался до конца жизни, перед смертью принял пострижение в великую схиму с именем Николай. Неудивительно, что из такой семьи произошел будущий подвижник. Иван еще юношей принял решение посвятить свою жизнь служению Господу и в 1884 году, в возрасте двадцати лет, поступил в Оптину пустынь. Он пришел в монастырь, когда еще был жив великий старец Амвросий, застав самый расцвет Оптиной. Позднее старец Нектарий рассказывал одной из своих духовных дочерей, как появился будущий архимандрит Исаакий в Оптиной: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: "Поклонитесь в ножки ему, это будет последний оптинский архимандрит". А юноше он сказал: "Тебя казнят". По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: "Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту!"». Это пророчество привело Ивана в недоумение, по своему природному смирению он и не помышлял ни о чем подобном: «Каким еще там быть архимандритом! Нет, нет!.. Это для других...».
Долгое время Иван находился на общих послушаниях, даже не вступая в число братии. Со временем у него обнаружился незаурядный певческий дар, его перевели на клирос, и пение стало его главным послушанием. При этом он внимательно изучал устав, очень любил строй богослужения, понимал его глубину. Только через тринадцать лет после поступления в монастырь, 17 декабря 1897 года, Иван Бобраков был определен в число братии. 7 июня 1898 года он был пострижен в мантию с именем Исаакий, в честь святителя Исаакия, епископа Кипрского, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября 1902 года, в день освящения Казанского собора в Шамординской обители, Калужский епископ Вениамин посвятил его в священнический сан.
Вместе с братией монастыря и скита отец Исаакий ходил на откровение помыслов к старцу Иосифу, преемнику преподобного Амвросия. Вскоре отец Исаакий был назначен братским уставщиком. Он с любовью выполнял свои обязанности, наблюдая за чинопоследованием церковных служб, продолжая изучение устава.
22 апреля 1908 года в обители, на 72-м году жизни, почил о Господе отец преподобного Исаакия схимонах Николай. Он был погребен на монастырском кладбище между храмом преподобной Марии Египетской и Введенским собором. Отец Исаакий часто приходил на его могилу, духовная связь отца и сына не прерывалась. Однажды преподобный Исаакий в чем-то не поладил со скитоначальником отцом Феодосием, между ними возникло взаимное непонимание. Спустя некоторое время отец Феодосий пришел к нему и рассказал, что видел во сне схимонаха Николая, который упрекал их с отцом Исаакием. Задумался преподобный Исаакий, услышав этот рассказ, и потом тихо произнес одно слово: «Чует!..». После этого мир был восстановлен и больше никогда не нарушался.
Тем временем замечательные качества отца Исаакия – терпение, миролюбие, истинное благочестие, духовная рассудительность – уже были хорошо известны братии. После смерти архимандрита Ксенофонта в 1914 году он был избран на место настоятеля. 7 ноября 1914 года он был возведен в сан игумена, а 16 ноября – в сан архимандрита. Так исполнилось предсказание блаженного. «По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост, – вспоминала монахиня Мария (Добромыслова). – Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост как дитя и в то же время мудр духовною мудростию».
Крест настоятельства
Архимандриту Исаакию пришлось вести большое хозяйство монастыря в нелегких условиях военного времени. Оптина Пустынь к началу Первой мировой войны имела обширные владения в виде различных лесных и луговых угодий, мельниц, пасек и мастерских. Все это требовало от настоятеля огромного внимания и личного участия во всех делах. Настоятель всегда хранил в сердце благодарную любовь и почитание памяти оптинских старцев и подвижников. Одним из первых его дел при вступлении в должность стало благоустройство могилы архимандрита Ксенофонта. Отец Исаакий заботился и о могилах старцев, он предложил объединить под общей крышей часовни на месте их погребения. Этот проект не успели осуществить из-за последовавших вскоре событий в России. Еще одной инициативой настоятеля было предложение издать жизнеописание старца Льва (Наголкина) – объемной рукописи, которая осталась после старца Амвросия, собравшего множество материалов о подвижнике. Братия поддержала это предложение, но трудности военного времени задержали выход книги до лета 1917 года, когда ее напечатала типография Шамординской обители.
Отец Исаакий отличался снисхождением к немощам и грехам ближних. Ярким примером тому служит его собственноручная записка, выданная незаконному порубщику леса, в которой указывается, что виновный крестьянин «за свой проступок – покражу дерева с Макеевской дачи пустыни – на сей раз прощается, как просит прощения и обещает более не делать». Еще одно свидетельство человеколюбия отца Исаакия – рапорт преосвященному Гурию, епископу Калужскому, с просьбой о снятии запрещения в священнослужении двух иеромонахов преклонных лет, живших в братской монастырской больнице. Преподобный Исаакий ходатайствовал о их прощении, «наблюдая исключительную душевную пользу обоих иеромонахов, т. е. чтобы они не умерли запрещенными и над ними не тяготело запрещение, как неразрешенная епитимия, и за гробом». Настоятель ни в каких обстоятельствах не оставлял надежды на исправление провинившихся, считая своим долгом поддержать их духовно, направить на благой путь. Отец Исаакий через всю жизнь пронес любовь и благоговейное отношение к богослужению, будучи настоятелем сам часто служил в монастыре и в скиту. Архимандрит Вениамин (Федченков), будущий митрополит, известный духовный писатель, замечательный пастырь, часто бывавший в Оптиной, вспоминал о нем: «Он перед служением литургии в праздники всегда исповедовался духовнику. Один ученый монах, впоследствии известный митрополит, спросил его: зачем он это делает и в чем ему каяться? Какие у него могут быть грехи? На это отец архимандрит ответил сравнением: „Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертою дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце – пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью“».
1917 год
Как ни пекся настоятель о благополучии обители, к концу 1916 года в монастыре стал сильно чувствоваться недостаток во всем жизненно необходимом. Несмотря на это, Оптина пустынь оказывала щедрую помощь пострадавшим от войны, до минимума сокращая собственные потребности. При наплыве беженцев из Польши и Белоруссии монастырю было предложено предоставить для них помещения. Архимандрит Исаакий отдал беженцам одну из гостиниц, а для больных тифом – больничный корпус. В конце войны еще одна гостиница была определена под приют для осиротевших детей. Оптинские монахи усердно молились о русском воинстве и о всех, на поле брани убиенных.
Наступил 1917 год. Начало года ознаменовалось событиями Февральской революции, уже тогда появились первые жертвы революционного разгула. На Страстной неделе на монастырском кладбище появилась свежая могила: в обители похоронили подполковника Михаила Дмитриевича Оберучева, храбро воевавшего боевого офицера, который тем не менее погиб не на фронте, а в Ревеле, куда приехал навестить семью. Во время уличных беспорядков его ударил по голове саблей «революционный» матрос. Гроб с телом погибшего привезла на поезде из Ревеля в Козельск Александра Дмитриевна Оберучева, сестра его, впоследствии монахиня Амвросия, духовная дочь отца Никона. В Оптину с ней прибыла и вдова подполковника с двумя детьми. Монахиня Амвросия в своем дневнике описала эти события, из ее воспоминаний видно, с каким состраданием и готовностью помочь отнеслись к потерпевшим несчастье настоятель и вся братия обители. Это еще и характерная картина из жизни монастыря того времени: «25 марта, в воскресенье, в день Входа Господня в Иерусалим (в этот год Благовещенье пришлось в один день с Вербным воскресеньем), в 4 часа утра мы остановились на станции г. Козельска. Выйдя из вагона, направилась туда, где стояли извозчики; следом за мной шел какой-то человек; как только я начну говорить с извозчиком, и он оказывался между нами, видно, прислушивался; я ко входу вокзала, и он туда и там вслушивается, как я говорю со стоящими там извозчиками. Никто из них, как только скажу, что в Оптину, не соглашается везти, все говорят, что вода вышла из берегов и затопила весь луг, начиная от деревни Стенино, проехать никак нельзя, разлив такой страшный, что и не запомнят такого. Оставив своих на вокзале, я пошла лесом кружным путем, несколько раз мне удалось переезжать на лодке через вновь появившиеся во время разлива озера. Пришла туда, когда окончилась ранняя обедня. Подошла к отцу архимандриту Исаакию, попросила прощения, что мы, не спросив разрешения, прямо приехали с телом покойного брата. Отец архимандрит радушно ответил мне: "Как же, мученика мы с радостью примем и найдем ему лучшее место на кладбище". И распорядился, чтобы казначей позаботился доставить гроб в монастырь. Казначей отец Пантелеймон горячо принял к сердцу наше дело, позвал рабочих и сказал им, чтобы запрягли самых высоких лошадей и непременно, во что бы то ни стало, привезли гроб до берега, а здесь будут ждать лодки с канатами. Поспешила я опять лесом в обратный путь. Манечку с детьми оставила на вокзале. Гроб поставили на подводу, лошадь высокая, сильная, колеса особые, высокие, на другой подводе я с кучером. Доехали до деревни Стениной, народ говорит, что проехать никак нельзя, но, несмотря на все уговоры, мы поехали прямо по воде... Когда мы добрались до берега, то здесь были приготовлены две лодки на канатах, укрепленных у того берега. Лодки должны были двигаться по канатам, – сам архимандрит позаботился отпустить своего келейника – лучшего гребца. Течение было в этом году необыкновенно сильное, поэтому и были сделаны такие приспособления. Монастырский колокол оповестил всех, и вышло много братии, и они внесли гроб во храм Владимирской иконы Божией Матери... Кажется на другой день пришла семья покойного брата, тоже шли через лес. Поселились все в Оптиной пустыни в гостинице. Такие святые дни! Ежедневно ходили мы все к утрене в половине второго ночи. Затем, отдохнув с час или полтора, шли к ранней обедне. Дети, конечно, не выдерживали, засыпали иногда на этих ранних службах, но все же они всегда охотно вставали и просили не оставлять их, а вести с собой. Какое глубокое впечатление остается от этих ночных благоговейных служб... Перед шестопсалмием тушится большинство свечей и мы остаемся в полутьме, – и это придает всем еще больше благоговения перед таинственным, великим... В Великую Среду, после Преждеосвященной обедни, хоронили брата. Сам архимандрит Исаакий участвовал в погребении, сам он и выбрал место на кладбище – через дорожку от старческой часовни, еще была одна могила, а далее могила брата, возле двух отроковиц Ключаревых (в имении которых, по завещанию их бабушки монахини Амвросии, и был основан Шамординский монастырь). Вся братия, и архимандрит, и старцы при всяком случае выражали нам сочувствие, – это невольно чувствовалось, хотя все это молчаливо, по-монашески...». Все сочувствовали семье погибшего, это было еще только предвестие надвигавшихся страшных событий. Упомянутый в рассказе матушки Амвросии казначей отец Пантелеимон в дальнейшем тоже пострадает от безбожных властей, ныне игумен Пантелеимон (Аржаных) прославлен во святых как преподобномученик.
1917 год был насыщен событиями. Одно из них по праву можно назвать эпохальным в жизни Русской Православной Церкви – это Всероссийский Церковный Собор. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий принимал в нем участие, поэтому некоторое время не был в обители – отбыл в Москву для присутствия на заседаниях собора.
Революционное лихолетье
Несмотря на все усилия настоятеля жизнь монастыря, как и всей страны, становилась все труднее. В летописи обители 1 октября 1917 года записано: «В скиту по тяжелым условиям пищевого довольствия вводится определенная порция хлеба – 1 фунт на брата ежедневно» (фунт – это 400 граммов). Господь не оставлял обитель, посылая помощь, утешение. В это время уже трудно было раздобыть продовольствие, хлеб, были введены дозоры, изымающие продукты питания у населения. Как-то рясофорный монах Мартирий, скитский цветовод, и послушник Иоанн по благословению настоятеля отправились на монастырских лошадях закупать пшеницу. Проехав через несколько уездов, они увидели, что везде тщательный досмотр, каждую повозку проверяют. Они уже доехали до Орловской губернии, но ничего купить не удавалось, а надо было найти пудов тридцать... И стали они молиться Богу и оптинским старцам. В итоге они чудом купили двадцать пять пудов, засыпали мешки сеном и поехали домой. Семь уездов проехали, везде досмотр, а их словно и не видели. Скитский летописец отметил по этому поводу: «Святые старцы своими святыми молитвами явно помогают своему родному скиту».
Скит и раньше часто оказывался помощником монастыря, этот хлеб тоже пошел для всех, и не только для монахов, но и для детей-сирот, и для беженцев, которые сильно бедствовали.
А вот еще одна запись в Летописи: «Милостью Божией в Скиту сделан большой запас дров, как для настоящей, так и для будущей зимы... Потребляемые пищевые продукты также с успехом восполняются новыми закупками. Явная милость Божия при нынешней голодовке!».
7/20 января 1918 года в обители как обычно торжественно отметили скитский праздник – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Литургию в скиту совершал настоятель архимандрит Исаакий. Но скорбное время было уже близко. В 1918 году был издан декрет Совнаркома об отделении Церкви от государства, что означало и закрытие Оптиной пустыни как монастыря. Запись в Летописи 25 февраля: «В 11 часов дня в скит заявились четыре солдата Красной Гвардии и один, очевидно, их старший. Они потребовали к себе отца игумена, но когда он вышел к ним, то они заявили, что пришли осмотреть храмы и все вообще в скиту, ибо, как они заявили, про скит ходят слухи, что здесь много лежит серебра и золота. Отец игумен потребовал у них удостоверения... Они направились в каменный храм в сопровождении отца игумена. Все было осмотрено. Церковная утварь и сосуды, иконы в ризах переписаны, но золота, конечно, не было найдено... Была осмотрена и колокольня, там думали найти пулемет... После сего все отправились в храм святого Иоанна Предтечи... И здесь все описали».
Монастырю и после формального закрытия удалось просуществовать еще пять лет под видом сельскохозяйственной артели. Многие отчаявшиеся, потерявшие родных и близких, обездоленные люди нашли бескорыстную помощь в стенах обители.
Великие скорби пришлось перенести настоятелю и братии от безбожной власти за эту непрекращающуюся помощь монастыря народу: насельников арестовывали, высылали. Отец Исаакий болел душой за происходящее в обители.
Оптинский племенной рассадник начал постепенно переходить в руки местных властей, монахи заменялись наемными рабочими, которые тащили все, что плохо лежит, и не особенно заботились о скоте, поголовье которого быстро уменьшалось. Когда архимандрит Исаакий выступил против такого явного развала хорошо налаженного хозяйства, он вообще был отстранен от руководства племенным рассадником, а потом и арестован. Вскоре отца Исаакия отпустили, но несколько недель осенью 1919 года он и несколько человек из братии провели в Козельской тюрьме.
Так и продолжала существовать обитель: молитва, богослужение не прерывались, богомольцы продолжали приходить в монастырь, но братия жила в обстановке постоянной угрозы арестов, выселения, всяческих притеснений со стороны властей. Подробно о жизни Оптиной пустыни в начале 1920-х годов рассказано в житии преподобноисповедника Никона.
Весной 1923 года закрыли и сельхозартель, обитель перешла в ведение «Главнауки» и была преобразована в музей. Архимандрит Исаакий был вновь арестован. В тюрьму была превращена хлебня с келлиями. Оставшихся монахов стали насильно удалять из обители. Хотя арестованные и были через некоторое время освобождены, но отцу настоятелю власти запретили ведение всех монастырских дел и распорядились, чтобы он со старшей братией немедленно покинул обитель. Уходя из Оптиной, архимандрит Исаакий препоручил совершение богослужений и окормление богомольцев отцу Никону.
Изгнанные из обители насельники поселились в частных домах Козельска. Архимандрит Исаакий жил на улице Малое Заречье (впоследствии – улица Панковой) вместе с оптинскими иеромонахами Питиримом (Кудрявцевым), Мисаилом (Цубаниковым), Евфросином (Башалковым) и Диодором (Хомутовым). Для оптинских монахов, а также для шамординских сестер, архимандрит Исаакий продолжал быть настоятелем монастыря. Без его благословения в этой большой, хотя и «нелегальной» общине, ничего не предпринималось.
В 1923 году в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника. Божией милостью устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки. Настоятелем архимандрит Исаакий назначил бывшего монастырского старшего рухольного иеромонаха Макария (Чиликина), архидиаконом стал оптинский архидиакон Лаврентий (Левченко), будущий преподобномученик, псаломщиком – иеромонах Савватий (Казаков), пономарем и сторожем – монах Клеопа (Дмитриев). Вскоре бывший оптинский благочинный и уставщик иеромонах Феодот (Мартемьянов) создал небольшой хор из живущих в Козельске монахов во главе с самим отцом Исаакием. По праздникам отец Исаакий принимал участие в богослужении, а из близлежащих деревень приходили поселившиеся там иноки и пели на два клироса. Козельским жителям очень нравилась служба по монастырскому уставу, и храм всегда был полон молящимися. К этому времени относятся записи монахини Амвросии (Оберучевой) о старце, батюшкой она называет своего духовника отца Никона: «Это был замечательный человек и идеальный монах. Он обладал особыми способностями к пению и даже составлял ноты. Простота, искренность и любовь к пению сблизили его с нашим батюшкой. Придет, бывало, батюшка благословиться или посоветоваться к отцу архимандриту и там задержится непременно: побеседуют и попоют где-нибудь в саду».
Сосредоточение в Козельске монахов и инокинь из упраздненных монастырей обратило на себя внимание местных властей, но самые страшные испытания были еще впереди.
К 1925 году усилились гонения на Церковь. Чтобы сохранить службы в сельских храмах, преподобный Исаакий по благословению Калужского епископа Стефана направил достойных оптинских иеродиаконов и монахов для посвящения и дальнейшего служения на приходах. После появления в 1927 году воззвания к Православной Церкви патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия с призывом молитвенно поминать в церквах всех, «иже во власти суть» (1Тим.2,2), оптинская братия во главе с преподобным Исаакием, хотя и со скорбью сердечной, благоразумно подчинилась местоблюстителю патриаршего престола – за святое послушание. Отец Никон по этому поводу сказал: «Обвинять митрополита не следует, так как в отношении догматов Церкви он ни в чем не погрешил». Так благодаря духовной мудрости настоятеля архимандрита Исаакия, принявшего решение в молитвенном единодушии со старцами Нектарием и Никоном, оптинская братия в сложнейшей обстановке того времени не пошла по пути раскола. Козельское духовенство последовало примеру оптинцев.
В 1928 году в Оптиной Пустыни был закрыт и музей, к которому были приписаны «заповедные» земли и леса, на них давно зарилось местное начальство. Чудом удалось почти полностью сохранить архив монастыря – он был передан в Государственную библиотеку им. В.И. Ленина (ныне – Государственная Российская библиотека), все остальное в Оптиной было расхищено.
«От креста своего не побегу!»
В 1929 году в Козельске было закрыто одновременно семь церквей – все, кроме Благовещенской. Большинство иеромонахов были отправлены в ссылку. Из оптинцев здесь оставалось еще несколько человек, в основном из престарелых иноков, и несколько молодых монахов. Продолжала вести подвижническую жизнь небольшая община сестер. Все эти иноки и инокини собирались вокруг еще остававшегося в Козельске старца Исаакия.
В том же году по всей стране прокатилась новая волна репрессий и арестов. В августе 1930 года, накануне праздника Преображения Господня, были арестованы все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельской тюрьмы монахи были направлены в Сухиничи, а затем в Смоленск. После окончания следствия преподобный Исаакий был освобожден, прибыл в город Белев Тульской области и поселился в доме священника Михаила Преображенского на Дворянской улице. В это время в Белеве собралось много монашествующих из закрытых монастырей Калужской и Тульской епархий, здесь на покое жил и Белевский епископ Никита (Прибытков), викарий Тульской епархии. Преподобный Исаакий обрел здесь множество единомысленных братьев и сестер, приезжали к нему и духовные чада. Все они посещали храм святителя Николая чудотворца в Казачьей слободе.
Летом 1931 года к архимандриту Исаакию из далекой деревни на Севере, под городом Пинегой, приехала инокиня Ирина (матушка Серафима) и привезла весть о кончине отца Никона, рассказала о всех обстоятельствах его смерти.
Власти по-прежнему преследовали верующих, следили за каждым шагом. В 1932 году архимандрит Исаакий был в Брянске и там купил икону в ценном окладе. Его арестовали, привезли в Белев, судили, дали небольшой срок за «незаконную валютную операцию». Через пять месяцев отца Исаакия выпустили, но потребовали, чтобы он выехал из Белева. Он же мужественно и твердо ответил: «От креста своего не побегу!» – и остался в Белеве.
Мученическая кончина старца
16 декабря 1937 года преподобный вновь был арестован вместе с епископом Никитой, четырьмя священниками, одиннадцатью монашествующими и тремя мирянами. Владыке Никите как старшему было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего советского строя».
Мучители добивались от арестованных признания в предъявленных им ложных обвинениях. Архимандрит Исаакий был тверд, отрицал все наветы и на вопросы давал краткий ответ: «В состав подпольного монастыря не входил и антисоветской деятельностью не занимался».
30 декабря 1937 года «тройка» вынесла всем арестованным приговор – расстрел. 8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, приговор был приведен в исполнение. В Тесницких лагерях под Тулой, на 162-м километре Симферопольского шоссе, в лесу тайно были похоронены тела новомучеников. Верующие люди знали и чтили это святое место, ныне здесь стоит крест, воздвигнутый братией Оптиной пустыни.
Житие преподобномученика Исаакия завершает череду жизнеописаний оптинских старцев. Еще в древности христиане за особую честь почитали принятие мученического венца, страданий за Христа. Историю оптинского старчества венчает мученическая кончина последнего настоятеля обители. Старцы окормляли народ в годы видимого благополучия, принимая крест несения грехов и скорбей прибегающих к их помощи и молитве, остались они с народом и в годину лихолетья – и тогда главным их попечением было утешение страждущих, нуждающихся, потерявшихся в мире, где безбожие стремилось насадить ненависть, всеобщую рознь и хаос. Архимандрит Исаакий в тяжелейших условиях до последнего вздоха не оставил своего послушания – управления братией, хоть и находившейся в рассеянии. Он стал достойным преемником оптинских старцев-настоятелей. Очень разных и в разное время совершавших свой подвиг, их объединяла общая характерная черта, поражавшая многих в начальниках над братией – глубочайшее смирение и истинно христианское послушание. Последнее десятилетие настоятельства отца Исаакия явило со всей очевидностью, что монастырь – это не стены и постройки, но молитвенное единение во Христе, способное противостоять любому напору зла и разрушения.
Богослужения
Служба преподобномученику Исаакию, старцу Оптинскому
На Господи воззвах стихиры гл. 6
Преславно совершив крестоношения путь / постнически подвизався / еже по образу прежде бывших отцев, / вся плотская мудрования духу повинул еси, / душу молитвою просветил, / образ был твоему стаду / юже не дал еси в снедь безбожным врагом, / и душу свою за овцы положил, / темже венчался еси победы венцем, / живоначальною Дланию, / преподобномучениче Исаакие.
Днесь тобою хвалится собор Оптинский, / имуща тебя добля страдальца и исповедника, / Крестом бо гордыню диаволю посрамил / и щитом веры безбожных шатания низложил, / светолития Ангельского достигл еси, / отцем оптинским преславно сочетался / венченосче Исаакие, / новомученников Российских славо.
Якоже звезда воссиял еси в нощи, / тьму безбожия прогоняя, / иноком облистал еси путь светозарнейший, / риз очервлением своея крови, / дерзновенно вшел еси во святая святых, / и Пресущественному поклонился, / дариносяще раны краснаго исповедания, / темже молися Христу / даровати вселенней мир и велию милость.
Слава гл. 8
Велий день нынешнего торжества, / Оптина Пустынь в виссон святых одеяся, / и багряницею мученической крови украшается, / прославляя своего последняго архимандрита, / преподобномученика Исаакия, / законно подвизавшегося, / и власть безбожную мужественно обличившаго, / дары прнесши Христу всебогатыя, раны на теле огнепальныя, яко жертва всесожигаемая; / темже Тому молися отче прилежно / еже избавитися стаду твоему муки вечныя, / и мир глубоцый Церкви Русския испроси / и Отечеству на враги победы.
И ныне: праздника
На стиховне стихиры праздника
Слава святому, гл. 5
Краснейшее прозябение Оптиной Пустыни, / новомученников благовонный цвете / страстотерпче Исаакий, / добропобедный мучениче, / днесь приемлет венец нетленный от Богородицы, / и источает исцеления струи, / всем верно поющим его страдания, / яко дароцарственное приношение, / в яслех Лежащему и пеленами Повитому / нас ради Младенца зрак восприимша, / Единому Многомилостивому.
И ныне: праздника
Тропарь преподобному гл. 1
Венечник явился еси преподобномучениче Исаакие / яко враги Креста Господа твоего низложил еси, / старцем оптинским поревновал еси / и с новомученики Российскими прославился еси / темже мы тебе с любовию вопием: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Ин тропарь гл. 4
Страданьми твоими, отче Исаакие / возсия стране Российстей свет разума / в ней бо звездам служащие, / Кресту ныне кланяются / удобрившеся кровьми новомученник / земля Русская плод православнаго исповедания принесе; / Господеви поющее, Слава Тебе.
На утрени
По 1-м стихословии седален гл. 2
Верно сошедшеся днесь мучениколюбцы, видите подвиг преславный и паче ума, како любовию распаляемь, всехвальный, ко Христу, силою Того __________ и твердо укрепляем, на смерть дерзнул и врага безбожнаго посрамил еси, людей священных предпослал еси в радости на небеса, Отроча Младо прославляя отче отцев Исаакие, молися прилежно спастися душам нашим.
Слава и ныне: праздника
По 2-м стихословии седален
Блажен еси мучениче преподобне Исаакие; преподобен убо яко правду возлюбил и благодать приял еси; мученик, яко ничесоже тебе от любви Христовы отлучи, глагол твой: от креста своего не побегу, исполнил еси, и сего ради радуешися отче блаженне, яко мзда твоя многа на небесех, и молитва со дерзновением.
Слава и ныне: праздника
Ин канон преподобномученику, гл. 1
Песнь 1
Ирмос: Христос раждается – славите! / Христос с Небес – срящите! / Христос на земли – возноситеся! / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.
Всесовершенну жертву, и благовонну принесл еси Тебе Христе, Исаакий славный новомученик оптинский; уст исповедание и страдальческое житие и от безбожных заклание, темже с небес его славу срящем и от земных возносимся, и песенными увязаем венцы, яко прославися.
Слава: Благочестие воспитанием приял еси преподобне млад был и порока удаляяся Богомладенца Христа чистым умом славословил еси, и сыновство твое тем чисте Богу явил.
И ныне: Лоно Церкви ти бысть возрождение, отче Исаакие, якоже Лоно Девыя Чистыя, Христу; воплощение и славное рождение; темже жертвою одушевленною почитаеши Тоя Собор, яко прославися.
Песнь 3
Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / Свят еси, Господи.
Прежде век от Отца Рожденному Господу Иисусу, возжелал еси всем сердцем послужити, мирския пристрастия превременныя отвергл еси, и во Христа облеклся, житием монашеским возвысился еси, и свят еси, отче, явися.
Слава: Божий дом ти бысть, Оптина вторый, преподобне наказания дивных старцев мудрым сердцем приял и воплощение Христово яве познал, ум в горняя верою вперил, и слава в вышних со безплотными славословил еси.
И ныне: Яко в последняя от Девы Свет нетленный Отчий возсиявший, миру яве проповедал еси, и велегласно воплощение Христово безбожным исповедал еси, и плод устен твоих бысть ти во спасение, Исаакие досточудне.
Седален гл. 4
Самого себе принесл еси от Девы Рождшемуся Божию Слову: жертва исповедания и жертва страданий твоих паче ладана бысть и злата, Исаакие преподобномучениче крепкий; безбожных дерзость посрамил еси и венец победных почестей во страданиях приял еси; темже молися прилежно Христу, спастися душам нашим.
Слава и ныне: праздника.
Песнь 4
Ирмос: Жезл от корене Иессеова / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже. / Слава силе Твоей, Господи.
Жезл игуменский тебе прияти, блаженнаго уста, прорекают и цвет от него венца мученическаго прозябение, уверяет, егда первее пришел еси во обитель, отче Исаакие, преподобномучениче.
Слава: Невещественным чинам поревновал еси, егда в лик иноческий вченился еси; смирение яко злато, послушание яко смирну, и молитву яко ладан, Рожденному от Неискусомужныя, Господу принесл еси, якоже иногда волсви.
И ныне: Старца Иосифа ты присный был учениче, и от него любити Матерь Божию научився; той бо любимиче от Нея наименован был, и тайнозритель явился, блаженный.
Песнь 5
Ирмос: Бог Сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам; / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.
Богомудрыми старцами просвещен, отче преподобне Исаакие, от нощи страстей исшел еси, светел словом, светел и умом явился еси, темже и священства честь приемлеши, и славословиши присно, Господа Человеколюбца.
Слава: Сотаинник старца Нектария был еси отче, и Анатолия–утешителя друже, и всему собору Оптинскому сопричастник и венценосец блаженный явился еси, и небеснаго Иерусалима славный гражданине.
И ныне: Чин Богослужебный право правя, священнословию смиренному братию научал еси: едиными усты и единым сердцем воспоем, Богородице, о братие, якоже Ангели на небеси тако и мы: Радуйся Благодатная Господь с Тобою.
Песнь 6
Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият; / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде, сохраншее нетленну: / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.
Зверообразную пасть безбожной власти, крестом препнул еси, поглатити хотящую Церковь Русскую, Исаакие ратоборче славный; на судище стал еси мужественне и Христа исповедал, и верныя утвердил и полки монашествующих воодушевил еси, последний архимандрите Оптинский.
Слава: Бурю злобы и волны гонений мужеством души усмирил еси, премудре Исаакие, еще пять лет кораблекрушение обитель твоя не терпит, Кормчему бо вселенныя вручил еси тоя водительство, но и до ныне Церковь Русскую хранит, новомученик молитвами.
И ныне: От Девы родшемуся Христу принесл еси дары пребогатыя Исаакие: житие чистое, добродетельми паче злата блищащее, и исповедание благовонно и сладко, и страдания благоприятныя, не якоже смирна тленная.
Кондак гл. 3
Новомученников предивная доброто / Венценосче Исаакие / страданьми твоими собор Оптинский украсился; / Крест бо Христов и уничижения в похвалу себе вменил / о земном пренебрегл еси / душу твою за други положил еси / и в место небеснаго упокоения отшел еси / и оттуда точиши исцеления / верно чтущим память твою.
Икос:
Приидите вси мучениколюбцы и Креста чтители, подивитесь подвигу мудрому: се бо изначала предреченный крест, Исаакий в сердце любовию приим, и им распял еси страсти и похоти, и на конец поприща, вожделенный достиг: не побегу от креста своего, мудрый глаголет старец Оптинский; им бо вселюся в рай, и токи исцелений источу, верно чтущим память мою.
Песнь 7
Ирмос: Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.
Благочестию совоспитался еси, со богомудрыми старцами Оптинскими; Дух Премудрости, Дух страха Божия в сердце стяжав, темже и на судище ужасаеши ответами богомудрыми, и дерзость нечестивых посрамил еси: отцев Боже благословен, во страданиях пел еси веселящеся.
Слава: На камени твердем исповедания Христа, поставил еси нози твои красныя, мучениче Исаакие, и щит веры Крест приим, и лаяния и клеветы заградил еси безбожных псов, едину истину отвещевал: отцев Боже благословен еси.
И ныне: Тебе ради от Девы Рожшемуся и пеленами в яслех повитому, Исаакий преподобномученик связуется, и в темнице темней затворяется: благословен еси вопия, Боже отец наших.
Песнь 8
Ирмос: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем, воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.
В пещи скорбей и яростных гонений вернии изнемогаша и колебашася, но ты громогласным исповеданием яко роса неботочная явился еси Исаакие, и верою несумненною исполнил еси сердца: да благословит Церковь Русская, Господа и превозносит во вся веки.
Слава: Оружием веры победил еси супротивных полки Исаакие мудре, и токи кровей угасил еси огнь нечестия, темже с небесе подаеши благодать всеобильно, верою благословящих Господа и превозносящих во вся веки.
И ныне: Страстотерпца Исаакия память верно совершаем Мати Бога Вышняго, страданьми бо своими Твой праздник почтил есть, капли кровей, Ти, яко рубины дарует, якоже древле камения драгия, Сыну Твоему волхвы.
Песнь 9
Ирмос: Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.
В Пренебесный Райский Чертог вшел еси отче Исаакие и Пресущественному и Невместимому поклонился еси досточудне, дариносяще житие скорбми очищенное и яко златый сосуд, сердце любви и фимиама молитв исполнено; темже облаговонствуй твоим посещением, тя величающих.
Слава: С ликом отцев Оптинских сочетался еси славне, и радости святых и светлости Ангельской сподобился еси, той и нас причастниками соделай богоблаженне отче, скудныя дары тебе принесшыя.
И ныне: Нову мелодию днесь песнотворит Исаакий новомученик оптинский, Собор Твой Дево чтит страданьми и красным исповеданием, и яко фимиам возносит Ти умную сердца песнь, Тя величающи.
Канон преподобномученику, гл. 4
Песнь 1
Ирмос: Моря Чермную пучину / невлажными стопами / древний пешешествовав, Израиль / крестообразныма Моисеовыма рукама / Амаликову силу в пустыни победил есть.
Монашествующих недвижимое основание, запинателя же сопротивных крепка, тя любовию почитаем, отче Исаакие, и в молитвах призываем верно.
Инок истинен был еси, пространнаго пути удаляяся, тесный же предпочитая, достигл еси широты мученическия и высоты исповедания, но и нас чтущих тя поминай.
Слава: Бога узрел еси действо, имея житие отцев твоих образно, отче, и Сего исповедал еси твердо, на судище законопреступных.
И ныне: Пламеноносная клеще, Юже Исаия виде иногда, вещественные сердца моего страсти, Богородительнице попали, и до конца потреби.
Песнь 3
Ирмос: Лук сильных изнеможе, / и немощствующии препоясашася силою, / сего ради утвердися в Господе сердце мое.
Простотой сияя истинной, и всякия добродетели образом и разумом, начальник славнаго собора был еси достоин, благодатию водим и молитвами отцев твоих.
Тридесят лет в подвизе совершил еси, пастырь обители поставляешися, желая всех привести ко спасению, мучения светлостию сам украсился еси.
Слава: Уязвился еси любовию Владыки всех, мучениче досточудне Исаакие, и умрети Его ради преусердствовал.
И ныне: Доиши матеролепно Питетеля всех, о Дево, и носиши Сего на объятиях Чистая. Всяческая рукою Носящаго всегда.
Седален:
Препрославлен и предивен во святых Твоих, Господи Боже наш, яко уверил еси свидетельство Свое, когда отец наш Исаакий блаженный и преславное воинство его, от креста своего не побежаша, но с крепостию поразиша безбожных дерзкую немощь и лжу.
Слава и ныне, праздника.
Песнь 4
Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте.
Сердце твое скрижаль чисту нашедши, благодать Святаго Духа, отче Исаакие, дарова тебе исповедания и мучения заповедь, веру тверду и святую любовь.
Небесное уготовася жилище, яко страдальцу тебе, славне, от земныя бо преложился еси тесноты, вопия Владыце твоему, слава силе Твоей Господи.
Стена нерушима и столп крепок был еси гонимым людям твоим, и настоятель премудр Оптиной пустыни, егда наста година лютая и недоумений время.
Слава: Аще и взят был еси нуждею от обители твоея, преподобне, обители многи ичудны наследовал еси в селениях праведных, от земныя прелести нам избавитися помоги.
И ныне: Научився Духом пророческий преславный лик, еже паче ума Твоей тайне, Богородице, и различнообразно сию предначертает священными образы, ихже конец зрим светло.
Песнь 5
Ирмос: Ты Господи мой, свет в мире пришел еси:
Усердно последовал еси Звавшему тя, преподобне, когда тя пастыря Своим овцам устрояет, егда и исповедания столп тя показа, и мучения светлостию украси.
Весь распялся еси мирови, отче Исаакие, Крест Христов на рамо взем блаженне, и того страстем подобяся, причастник был еси воскресения и славы лучшия, в нейже и нас поминай.
Велику крепость подаде ти Бог, егда посреде великих, начальника тя постави, отче.
Слава: Плоды прозяб духовными, рай явился еси украшен добродетельми, и объемлем огнем мучения, в снедь Богу познаваешися.
И ныне: Даниил Тя гору великую, Духом зряще, Богородице, от неяже Камень отсекся, сокрушает демонов истуканныя.
Песнь 6
Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления Господи:
Руку ми простри яко Петрови, и возведи из глубины, Боже, молят бо Тя присно старцы блаженнии, ихже Исаакий добрый венечник, и якоже онаго мя спаси.
Мира добродетели твоея, не терпя собор законопреступных, в темницу тя затвори, идеже облаговонил еси сердца верных.
Слава: Благочестия проповедник житием своим быв прехвальне, и нечестия обличил еси немощь, Исаакие и верных утвердил еси непоколебимо, собрание.
И ныне: Божественная Лествице, Юже виде Иаков, по Нейже сниде Бог, вознося нас, прилежно моли со святыми ущедрити нас.
Кондак и Икос общие преподобномученику.
Песнь 7
Ирмос: Спасый во огни авраамския Твоя отроки:
Отче, предстателю и молитвенниче, непоколебимый Исаакие, вознеси моления чад твоих милостивому Богу, и испроси нам велию милость.
Уд Христовы Церкви благопотребен и честен был еси, и причастник Собора священнаго, поставляя патриарха Тихона страдальца, и сему последуя усердно к нетленной славе.
Якоже мученик подвизался еси отче, и украсил еси ликостояния преподобных, яко венценосец всех осиял еси, Божие достояние, защитниче всем буди, о Исаакие.
Слава: Очервленишася воистину кровию ваши ноги, и быстрейше к небесем потекоша, со грехом землю оставльше, новомученицы, собеседницы Божественным силам.
И ныне: Помилуй нас, Чистая, помилуй, ибо от дел спасения отнюд несть нам, темже верою теплою к Тебе вопием, помилуй рабы Твоя.
Песнь 8
Ирмос: Избавителю всех Всесильне:
Закон Божий сохраняя невредимо преподобне, столп непоколебим обители твоей и людем был еси, и нас малодушных укрепляеши.
В подвизе послушания учинен быв на лета многа, дондеже навык Исаакие славне, всякия добродетели образ.
Ныне приспе память славных твоих страданий отче Святый, веселящее благочестивыя души, верно чтущие тя, Исаакие.
Слава: Простерт имуще ум ко Единому Владыце, на мучения устремишася зельне, всехвальнии иже со Исаакием, и уязвляеми вопияху, благословите вся дела Господня Господа.
И ныне: Егда хощет душа моя, разлучитися от окаяннаго моего телесе, невидимых враг томительства, избави мя, Богоневестная.
Песнь 9
Ирмос: Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть:
Закон божественный преподобно соблюдающе добропобеднии, прилогам чуждаго мужеским нравом противостасте, и уезвляеми телесы, победу вечную мученицы взясте.
Людие беззаконнии и жестокии сердцем, не послушаше словес любви твоея, и на убиение осудиша тя, не терпит бо законнопреступный, обличающих его, Исаакие.
Слава: Веселится отечество твое, и обитель тебе воспитавшая, таковаго молитвенника тя имея, и друга Божия тя нарицая, заступления усердно просит.
И ныне: Пети Тя должны есмы, но воистину по достоянию не можем, темже поем Тя, молчанием чтуще несказаное, еже на Тебе Дево, содеянное таинство.
Светилен. гл. 6.
Светлыя лозы, был еси, честная розга Христова, мгногострадальне Исаакие всехвальне явлься, со страждущими взывал еси: Ты мучеников, Христе, светлое радование.
Слава и ныне, Богородичен: Праздника.
На хвалитех, стихиры, глас 6-й:
Поругания и изгнания венец достойно обнося, / благозвания возжелал еси, нареченнаго мучеником, / в темничном вертепе от безбожных заключаемь, / Духа благодатию помышление просветил еси, / болезни претерпел еси дерзостным разумом / и кровию своею прославил Едину Богородицу, // родшую Христа Царя.
Приидите поклонитеся последнему архимандриту, / слышано бысть от человека Божия иногда, / ныне же егда от Девы родися Господь, / во святыню одеялся еси Исаакие блаженне, / небесножителю славне и мучениче, / Христов угодниче прехвальный, / темже достодолжное поклонение тебе приносим отцу нашему и просим, // молитву сотвори о душах наших.
Крепость твоя и пение твое Господь / и исповедание Его бысть ти во спасение, / сердцем правостию и верою возвысился, / егда на вольную смерть за Христа дерзнул еси, / глаголя, от креста своего не побегу, / темже и Никон блаженный ти простирает ваийя глаголя; / благословен грядый страданьми почтити Рождество Христово.
Слава гл. 8
Днесь собор старцев оптинских / благочестно почитает собор Богородицы: / яко цари персидстии ладон благохвалений и славословий приносят / паче же злата аравийска житие преподобномученика Исаакия / в горниле скорбей и огнем гонений очищенное / и смерть того и страдания паче смирны тленныя / и молят воплощеннаго Человеколюбца Христа / еже спастися сыновом Российстем / во обновлении духа.
И ныне: праздника.
Славословие великое.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.