Авель, второй сын Адама и Евы, младший брат Каина. Этимология имени Авель, по мнению большинства исследователей, связана со значением евр. слова heb̲el – дуновение, дыхание, ничто – и указывает на краткость жизни Авеля. В рассказе о Каине и Авеле (Быт.4:1-16) сообщается о последствии действия зла, которое грехом прародителей вошло в человеческую историю.
Авель был пастырем овец, а его старший брат Каин – земледельцем. Оба принесли Богу жертву (первую упомянутую в Библии): Авель «от первородных стада своего и от тука их», а Каин «от плодов земли», при этом приношение Авеля оказалось угодным Богу, в отличие от жертвы Каина. Каин возненавидел своего брата и убил его (Быт.4:2-8). После смерти Авеля, не оставившего потомства, у Адама и Евы родился третий сын – Сиф как «другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт.4:25-26).
Книга Бытия не сообщает о причинах принятия Богом жертвы Авеля и отвержения жертвы Каина, и потому это библейское событие имеет различные толкования. Благосклонное принятие жертвы Авеля, которая была «лучше» (греч. πλείονα, букв. – более полной, совершенной), объясняется превосходством веры Авеля, которой он «получил свидетельство, что он праведен» (Евр.11:4). Кроме того, подчеркивалось, что жертва Авеля была «от первородных стада»[1]. У Феодотиона и затем у христианских толкователей встречается предание о том, что во время жертвоприношения Авеля с неба сошел огонь и поглотил его приношение, что явилось знаком благосклонного принятия жертвы Богом[2].
В христианской традиции Авель понимается как первый гонимый праведник и первый мученик, с убийства которого начинается история преследования праведников. Спаситель, предсказывая суд над фарисеями и книжниками, говорит, что с них будет взыскана кровь всех праведников, «от крови праведного Авеля до Захарии» (Мф.23:35; Лк.11:51; ср. 1Ин.3:12). В этих словах Господа Авель – первый в истории пророков, пострадавших ради правды, пророчествовавший о Христе не словом, но своим жертвоприношением и смертью[3].
Примечания
[1] Иоанн Златоуст, свт.. Беседы на книгу Бытия // Творения. Т. 1. С. 163–164
[2] См. у Рабана Мавра (Commentarium in Genesim // PL. 107. Col. 501) и Петра Коместора (Historia Scholastica // PL. 198. Col. 1077)
[3] Августин. О Граде Божием. XV. 18