9 февраля
(переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие
Краткое житие священномученика Александра Орлова
Священномученик Александр родился в 1875 году в селе Талицкий Чамлык Тамбовской губернии. Его отец, священник Леонид Орлов, воспитал в сыне любовь к Церкви Христовой и твердую веру. Александр, с детства избравший духовную стезю, поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, которую окончил в 1897 году. Вскоре его рукоположили в сан диакона, а в 1903 году — во иерея. Во время гонений на Церковь отец Александр дважды подвергался аресту и провел в тюрьме несколько месяцев. Несмотря на угрозы в свой адрес, он не оставил избранного пути, продолжая служить Господу. 8 августа 1935 года священник вновь был арестован. Начались изнурительные допросы, на которых от исповедника не удалось добиться никаких признаний. 14 декабря священник был осужден на 5 лет лишения свободы в Карагандинском исправительно-трудовом лагере. Находясь в командировке в 1936 году на участке Тартаул, несколько священнослужителей выложили из камней изображения храма, алтаря, крестов, икон на берегу реки Чурбай-Нура и совершали здесь богослужение и молебны. Среди них был и отец Александр Орлов. Узнав об этом, власти начали новое дело по обвинению в «контрреволюционной деятельности». На допросах священники держались твердо, своей вины не признали и показаний на других не дали. В октябре 1937 года отца Александра и других священнослужителей, проходивших вместе с ним по этому делу, приговорили к смертной казни. 2 ноября доблестные воины Христовой веры были расстреляны.
Священномученик Александр Орлов канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Полное житие священномученика Александра Орлова
Священномученик Александр родился 27 июля 1875 года (по другим источникам в 1874 году) в селе Талицкий Чамлык Тамбовской губернии (совр. Добринский район Липецкой области).
Его отец, священник Леонид Орлов, воспитал в сыне любовь к Церкви Христовой и твердую веру. Александр, с детства избравший духовную стезю, поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, которую окончил в 1897 году. Александр Леонидович вступил в брак с Капитолиной Александровной, дочерью священника села Никольское-Чамлык. Вскоре его рукоположили в сан диакона, а в 1903 году – во иерея. Служил он в Никольском храме села Никольское-Чамлык (совр. Добринский район). Его усердие в деле пастырского служения было отмечено наградой – наперстным крестом.
Отец Александр дважды подвергался аресту в 1929 году «за невыполнение государственного налога» и провел в тюрьме два месяца. А в 1930 г. его арестовывали «за сокрытие церковного хлеба и антисоветскую агитацию», но не осудили. Несмотря на угрозы в свой адрес, он не оставил избранного пути, продолжая служить Господу.
У отца Александра и матушки Капитолины Александровны была многочисленная семья – семеро детей. Один из сыновей – Михаил, был также арестован и сослан на 5 лет на Беломорканал.
8 августа 1935 года священник Александр Орлов вновь был арестован вместе со священником села Шмаровки Василием Емелиным, который приходился ему мужем его племянницы, и группой верующих.
Прот. Александр Орлов (справа) с матушкой
Софьей Александровной и детьми Николаем и Марией.
Рядом с ними епископ Пётр Руднев (в центре)
и прот. Марков Иван Васильевич (слева)
Отцу Александру было предъявлено традиционное обвинение в том, что он «идейно руководил группой церковно-монархического кулацкого элемента, которая на протяжении 1935 года проводила нелегальные сборища группы и антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий Советской власти, используя при этом религиозные предрассудки населения».
На допросе он показал, что неизменно остался приверженцем староцерковного течения и никогда не был и не будет ни в какой другой церковной ориентации. И если ему, в силу каких-то обстоятельств, придется уйти за штат, «то сан священника никогда по своим убеждениям не снимет и умрет священником». Отец Александр на допросах держался достойно и мужественно, никого не оговорил и виновным себя не признал.
14 декабря 1935 года последовал приговор — 5 лет лишения свободы. Отец Александр наказание отбывал в Карагандинском исправительно-трудовом лагере.
Находясь в командировке на участке Таратул, священник Александр Орлов, протодиакон Михаил Исаев и другие священнослужители на берегу реки ЧурбайНура выложили из камней изображение церкви, алтаря, крестов, икон и совершали здесь богослужения и молебны. Это и послужило причиной их ареста 15 сентября 1937 года. На допросах он своей вины не признал и показаний на других не дал.
Решением тройки при УНКВД по Карагандинской области от 31 октября 1937 года иерей Александр Орлов и другие священнослужители приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 2 ноября 1937 года в 24 часа. Архиерейский Собор 2000 года причислил священника Александра Орлова к лику святых как священномученик.
Источник: «Собор святых Липецкой земли». Сборник житий Липецких и Елецких святых
Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, – значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, – значит всею душою желать исправления и заглаждения их.
14 июня 1897 года император Николай II издал закон, запрещающий труд на фабриках, заводах и других предприятиях в воскресенье и праздничные дни. В расписание праздников, в которые отменялась работа, были включены все воскресные и следующие праздничные дни (по православному календарю): 1 и 6 января (Обрезание и Крещение Господне); 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородицы); 6 и 15 августа (Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы); 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы), а также – Рождественские дни 25 и 26 декабря, пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Пятидесятницы – Дня Святой Троицы. Для рабочих инославных исповеданий разрешалось не вносить в расписание праздников те из вышеуказанных праздничных дней, которые не чтутся их церковью. Для рабочих иноверцев можно было вносить в расписание праздников другие дни недели взамен воскресных. Однако, поскольку было допущено множество исключений и возможность частного соглашения с рабочими относительно воскресной работы, выходной день не получил всеобщего применения. К примеру, закон не распространялся на те случаи, когда работа оплачивалась сдельно.