5-я седмица Великого поста
Даты
Историческое содержание
Иные седмицы Великого поста
• 6-я седмица • Страстная
Пятая седмица Великого поста занимает особое место среди седмиц Великого поста во многом благодаря только одной службе – четвергу Великого канона. Кроме того, значимым днем является Суббота Акафиста. В целом эту седмицу можно назвать «седмицей Константинополя», так как два уникальных богослужения этой седмицы генетически связаны с обстоятельствами истории столицы Византии.
Идейное содержание седмичных служб.
Служба Великого канона в четверг 5-й седмицы является самостоятельной единицей – ярко выраженным покаянным богослужением. Все индивидуальные песнопения четверга: Великий канон, кондак «Душе моя…», 24 стихиры на вечерне — в полноте раскрывают идею покаяния со всех ее сторон.
Песнопения Триоди остальных дней продолжают раскрывать идеи покаяния и ценности поста, характерные для предыдущих (1 – 3) седмиц Четыредесятницы. Например, вот такие характерные тропари трипеснцев:
«Ниневи́тяны спа́сл еси́ Го́споди Человеколю́бче, дре́вле пока́явшыяся, в пла́чи и посте́, я́ко благоутро́бен: на́с же ми́лостию Твое́ю уще́дри, недоуме́ющих де́лы испове́датися Тебе́» (понедельник, 8-я песнь, 1-й трипеснец, 3-й тропарь).
«Е́ва плене́на бы́сть плодо́м: ви́ждь ты́ душе́ моя́, не прельща́йся, а́ще приложи́т тебе́ зми́й когда́ совеща́яй, я́сти тебе́ сла́стныя плоды́» (вторник, 2-я песнь, 2-й трипеснец, 2-й тропарь).
Обратим также внимания на тропарь, содержащий перечень всех девяти ангельских чинов: «Нача́ла, Си́лы, Престо́ли, Серафи́ми, Госпо́дьства, и Вла́сти, и Херуви́ми, А́нгели, Арха́нгели, Бо́га моли́те, поще́ния вре́мя прейти́ на́м, сему́ уго́дная творя́щым, да я́ко раби́ благоугоди́вшии сла́ву получи́м» (понедельник, 8-я песнь, 1-й трипеснец, 3-й тропарь). Понятно, что наличие данного тропаря связано с тем, что понедельник является днем особого прославления Бесплотных Сил.
В самогласнах Триоди, которые перешли в наши книги из древней иерусалимской традиции, отражена тема притчи о милосердном самарянине, которая в древнем Иерусалиме читалась в воскресение на литургии. Интересной богослужебной отличительной особенностью 5-й седмицы является частое наличие двух самогласнов в одной группе стихир (в остальных случаях один самогласен поется дважды).
Богослужебные особенности 5-й седмицы поста.
Все особенности седмичных дней обусловлены службой Великого канона в четверг. На всей седмице действует особое расписание кафисм. Причиной этому является сокращение кафисм в службе четверга: на утрене читается только одна кафисма, а на 1-м часе кафисма отменяется. Из-за этого в качестве компенсации на вечернях читаются рядовые кафисмы, а не 18-я (как это положено на остальных седмицах). Вот таблица, отражающая расписание кафисм на 5-й седмице.
Порядок чтения кафисм в 5-ю седмицу Великого поста
утреня | 1-й час | 3-й час | 6-й час | 9-й час | вечерня | |
суббота | – | – | – | – | 1 | |
воскресенье | 2, 3 | – | – | – | – | – |
понедельник | 4, 5, 6 | – | 7 | 8 | 9 | 10 |
вторник | 11, 12, 13 | 14 | 15 | 16 | 18 | 19 |
среда | 20, 1, 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
четверг | 8 | – | 9 | 10 | 11 | 12 |
пятница | 13, 14, 15 | – | 19 | 20 | – | 18 |
суббота | 16, 17 | – | – | – | – |
Четверг 5-й седмицы.
История службы Великого канона.
Великий канон преподобного Андрея Критского был составлен в 720-е – 730-е гг. и изначально, скорее всего, не был предназначен для богослужебного употребления. В 790 году случилось страшное землетрясение в Константинополе; память об этом событии вошла в Месяцеслов под 17 марта. Считается, что во время землетрясения впервые был прочитан Великий канон (покаяние – естественная реакция на страшное бедствие, а Великий канон можно назвать «манифестом покаяния»); впоследствии он стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения.
Постепенно память о землетрясении перешла из неподвижного круга богослужения в подвижный (проще говоря, перешла из Минеи в Триодь) и была закреплена за четвергом 5-й седмицы. Возможно, сыграло роль обстоятельство, что в этот день читается паремия на вечерне, где повествуется о другом стихийном бедствии Ветхого Завета, вызванного гневом Божиим – разрушении Содома и Гоморры.
Уже в Триоди IX века есть указание на чтение Великого канона в четверг 5-й седмицы, однако в других источниках мы видим иные дни для совершения этой службы. Вероятно, только в XII–XIII веках повсеместно утверждается традиция его пения именно в четверг 5-й седмицы; в частности, в Типиконе Евергетидского монастыря (конец XI в.) ясно сказано о пении канона, а также 24 стихир и «Блаженн» именно в четверг 5-й седмицы.
Особенности богослужения в четверг 5-й седмицы.
Служба Великого канона, которая в обиходе называется «Мариино стояние», совершается в четверг. Сам Великий канон читается на утрене, которая совершается в среду вечером. Если в среду или четверг случится Благовещение Пресвятой Богородицы или престольный праздник, служба Великого канона переносится на вторник (последний раз так было в 2022 году).
Вот основные особенности:
- На литургии Преждеосвященных Даров в среду поются 24 добавочные покаянные стихиры (итого с рядовыми стихирами в сумме получается 30);
- На утрене одна кафисма, после седальнов – 1-я половина жития преподобной Марии Египетской; 2-я половина жития читается после седальнов по 3-й песни канона;
- Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» перед каноном опускается;
- Основным каноном на утрене является Великий канон в полном составе; на 4-й, 8-й и 9-й песнях перед Великим каноном читаются трипеснцы без пения ирмосов;
- По 6-й песни канона поется кондак «Душе моя…», в это время верующие преклоняют колени;
- Молитва преподобного Ефрема Сирина на всех службах читается с 3-мя поклонами;
- На всех часах и на изобразительных читается кондак «Душе моя…»;
- Ради канона в четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров.
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородице.
История праздника.
Сам Акафист является многослойным произведением и сложился в 3 этапа в течение 200 лет: в VI веке была написана основа Акафиста, в VII веке добавлены воззвания «Радуйся…» в каждый икос по 12 фраз, в VIII веке составлен начальный кондак «Взбранной Воеводе…». Пение Акафиста сначала было приурочено к празднику Благовещения (по содержанию тема Акафиста – Боговоплощение) и изначально было связано с намерением воздать благодарность Богу и Богородице за победу в войне с персами в 1-й трети VII века. Впоследствии постепенно Акафист стали отделять от праздника 25 марта. Причем разные Уставы называли особые дни для Акафиста: 23 марта (Студийско-Алексиевский Типикон), вторник 6-й седмицы (Триодь из лавры святителя Афанасия) или за 5 дней до Благовещения (итальянская версия Студийского Устава). Однако уже в X–XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях (после XII в.).
Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».
Богослужебные особенности субботы Акафиста.
Совершается богослужение с великим славословием. Если случится святой с полиелеем, его память переносится на воскресный день. На практике богослужение совершается в голубом облачении.
- В пятницу на литургии Преждеосвященных Даров на «Господи, воззвах…» поются стихиры Богородице (те же, что на праздник Благовещения);
- На утрене поется «Бог Господь…» и затем тропарь «Повеленное тайно…» 3 раза;
Акафист делится на 4 части и поется следующим образом:
после 16-й кафисмы: икос 1-й – кондак 4-й
после 17-й кафисмы: икос 4-й – кондак 7-й
по 3-й песни канона: икос 7-й – кондак 10-й
по 6-й песни канона: икос 10-й – икос 12-й, кондак 13-й 3 раза, икос 1-й.
Каждая часть Акафиста начинается и завершается кондаком «Взбранной Воеводе…». На практике в начале 1-й и 4-й части Акафиста совершается полное каждение храма, в начале 2-й и 3-й частей – малое каждение.
- Схема канона: песни с 1-й по 5-ю: храма и Богородице из Триоди (в храме Богородичном поется только канон Триоди); песни 6–9: Богородице Триоди и четверопеснец.
- На литургии особенности как на Богородичный праздник.
Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской.
Эта неделя аналогична предыдущей – неделе 4-й Великого поста, когда мы празднуем переходящую память преподобного Иоанна Лествичника. Она также возникла как следствие переноса памяти святого на воскресный день; по Минее память преподобной Марии совершается 1 апреля (по старому стилю). Это произошло достаточно рано — с XI века. В русских Уставах и Триодях память преподобной Марии окончательно закрепляется только с середины XVII века; до этого времени она была необязательной и настоятель имел право вместо памяти преподобной Марии служить рядовому святому по Минее. Также только с середины XVII века службу преподобной стали печатать в триоди, тогда как до этого времени ее предлагалось брать из Минеи (с 1 апреля).
Также важно иметь в виду, что в службе Недели 5-й есть канон, посвященный притче о богаче и Лазаре. Этот канон – остаток древней иерусалимской традиции, согласно которой в Неделю 5-ю читалось соответствующее евангельское чтение.
Богослужение Недели 5-й поста почти идентично служению святого без знака в воскресный день; главное отличие – добавление покаянного канона Триоди и самогласна на утрене. Если случится любой значимый праздник Минеи (святой с полиелеем, также Благовещение Богородицы, его предпразднство или попразднство), то все песнопения преподобной опускаются (фактически её память также отменяется), однако остаются в богослужении покаянный канон и самогласен Триоди.
Богослужения
Богослужебные (литургические) особенности
В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона – творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
В четверг пятой седмицы на утрени читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V–VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером.
В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и колокольный звон бывает не великопостный.
Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день (обычно в пятницу вечером) на утрени читается Акафист Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в.
Аудиокниги и фильмы
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.