Даты
Историческое содержание
Страстная седмица • Великий Понедельник • Великий Вторник • Великая Среда • Великий Четверг • Великая Суббота
Великая Пятница как особый день богослужебного года появляется уже в середине II века; по факту этот день – древнейший праздник годичного круга в Церкви. В середине II века еще праздновали «Пасху крестную», то есть воспоминали страдания Христовы и сама Великая Пятница именовалась «Пасхой». Однако уже в III веке под влиянием Рима акцент смещается на празднование Воскресения Христова и потому Пасха перемещается на воскресение, а Великая Пятница становится исключительно днем воспоминания страданий Господних. К рубежу II – III вв. относятся свидетельства сщмч. Иринея Лионского и Тертуллиана о двухдневном предпасхальном посте; следовательно, в это время Великая Пятница уже становится днем строгого поста (полного воздержания от пищи).
К IV веку относятся свидетельства о богослужении в Великую Пятницу в древнем Иерусалиме. В это время Иерусалим стал полностью христианским городом, здесь были построены храмы, отмечены места, связанные с земной жизнью Христа и сюда стекалось множество паломников. В ночь на Великую Пятницу здесь совершалось бдение, которое называется «стациональным богослужением» — то есть богослужение с остановками, своего рода продолжительный крестный ход со службами на отдельных местах. Христиане Иерусалима могли позволить себе «роскошь» совершать богослужения на местах самих евангельских событий: прощальную беседу Христа с учениками читали на Елеонской горе, фрагмент о молитве и взятии под стражу – в Гефсиманском саду, суд у Каиафы – на месте дома первосвященника и так далее; всего таких остановок было 7. Кроме ночного бдения, которое стало прообразом нашего «Последования Святых Страстей» (утрени Великой Пятницы), еще совершалась днем служба чтений (прообраз великих часов) и вечерня днем. Таким образом, наши 3 современные службы Великой Пятницы восходят к аналогичным службам в древнем Иерусалиме.
В Константинополе вместо 7 циклов чтений появляется утреня с чтением 11 Евангелий; впоследствии для более «круглого» числа было добавлено 12-е Евангелие. Также в афоно-италийской версии Студийского Устава и в Иерусалимском Уставе в XI – XII вв. появляются великие часы, которые в отличие от нынешнего чина совершались более торжественно (с ектениями). Также в Константинополе на великой вечерне читается составное Евангелие: за основу берется Мф., но добавляются фрагменты из Лк. (о покаянии благоразумного разбойника) и Ин. (о прободении ребра Спасителя). В целом уже в XII – XIII вв. богослужение во многих чертах соответствует нынешнему чину. В это же время появляется одна из наиболее известных особенностей Великой Пятницы – отмена любой литургии; до XII века в Великую Пятницу было принято совершать литургию Преждеосвященных Даров и только с распространением Иерусалимского Устава утвердилось правило отмены любой литургии.
Самой поздней по времени возникновения особенностью богослужения Великой Пятницы является вынос Плащаницы; до XV века Плащаницу в богослужении не использовали в принципе, в XVI – XVII вв. ее выносили в конце утрени Великой Субботы и только в XVIII веке сначала в Греции и Болгарии, потом уже на рубеже XVIII – XIX вв. и в Русской Церкви появляется практика выносить Святую Плащаницу в конце великой вечерни; при этом у греков принято выносить Плащаницу при пении стихир на стиховне, тогда как у нас – чуть позже при пении тропарей по «Ныне отпущаеши…».
* * *
Во святую и Великую Пятницу мы воспоминаем святые, спасительные и страшные страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, багряница, трость, губка, уксус, гвозди, копье, и после всего этого Крест и смерть, — все это имело место в пятницу. После того как Иисус, проданный другом и учеником за тридцать сребреников, был взят, Его отвели сначала к первосвященнику Анне, который отослал Его к Каиафе, где Господь был оплеван, получал пощечины, вдобавок был унижен и осмеян, слыша: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Мф.26:68). Туда же пришли и лжесвидетели, искажавшие Его слова: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин.2:19). А когда Он назвал Себя Сыном Божиим, то архиерей разодрал одежды свои (в знак того, что) не может терпеть богохульства.
При наступлении утра Иисуса отвели к Пилату; и иудеи не вошли в преторию, говорит (евангелист Иоанн), чтобы не оскверниться, но чтобы (можно было) есть пасху (Ин.18:28). Или здесь под пасхой он подразумевает весь (семидневный) праздник, или она и на этот раз была в положенное время (в пятницу вечером), но Христос совершил законную пасху на один день раньше, потому что в пятницу хотел быть закланным одновременно с (пасхальным агнцем).
Пилат, выйдя (к ним), спросил, в чем (они) обвиняют Иисуса, и поскольку не нашел ничего достойного обвинения, то послал Его к Ироду, а последний — снова к Пилату. Иудеи же стремились убить Иисуса. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и распните, и по закону вашему судите Его (ср.: Ин.18:31,19:6). Они отвечали ему: нам не позволено предавать смерти никого (Ин.18:31), побуждая Пилата распять (Его). Пилат спросил Христа, Царь ли Он Иудейский. Он признал Себя Царем, но Вечным, говоря: Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36). Пилат, желая Его освободить, сначала сказал, что не находит в Нем никакой благовидной вины, а потом предложил, по обычаю, ради праздника отпустить им одного узника, — но они выбрали Варавву, а не Христа (см.: Ин.18:38-40).
Тогда Пилат, предавая им Иисуса, прежде велел бить Его, потом вывел к ним под стражей, одетого в багряницу, увенчанного терновым венцом, со вложенной в правую руку тростью, осмеянного воинами, говорившими: радуйся, Царь Иудейский! (см.: Ин.19:1-5; Мф.27:29; Мк.15:16-19). Однако, надругавшись так, чтобы утолить их гнев, Пилат вновь сказал: я ничего достойного смерти не нашел в Нем (Лк.23:22). Но они отвечали: Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин.19:7). Когда они так говорили, Иисус молчал, а народ кричал Пилату: распни, распни Его! (Лк.23:21). Ибо через позорную смерть (какой предавали разбойников) иудеи хотели опорочить Его, чтобы истребить добрую память о Нем. Пилат же, как бы пристыжая их, говорит: Царя ли вашего распну? Они отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин.19:15). Поскольку обвинением в богохульстве они ничего не добились, то наводят на Пилата страх от кесаря, чтобы хоть таким способом исполнить свой безумный замысел, для чего говорят: всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин.19:12). Между тем жена Пилата, устрашенная снами, послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф.27:19); и Пилат, умыв руки, отрицал свою виновность в (пролитии) крови Его (см.: Мф.27:24). Иудеи же кричали: кровь Его на нас и на детях наших (Мф.27:25); если отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин.19:12).
Тогда Пилат, испугавшись, отпустил им Варавву, а Иисуса предал на распятие (ср.: Мф.27:26), хотя втайне и знал, что Тот неповинен. Увидев это, Иуда, бросив сребреники (в храме), вышел, пошел и удавился (см.: Мф.27:3-5), повесившись на дереве, а после, сильно вздувшись, лопнул. Воины же, насмеявшись над Иисусом и бив тростью по голове (Мф.27:27-30), возложили на Него крест; потом, захватив Симона Киринеянина, заставили нести крест Его (ср.: Мф.27:32; Лк.23:26; Ин.19:17).
Около третьего часа, придя на Лобное место, там распяли Иисуса и по обе стороны от Него двух разбойников, чтобы и Он был причтен к злодеям (ср.: Мк.15:27-28; Ис.53:12). Воины разделили одежды Его из-за бедности (их), бросая жребий о цельнотканом хитоне, причиняя Ему множество всяческих оскорблений — не только этим, но и издеваясь (над Ним), когда Он висел на кресте, говорили: э! разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого. И еще: других спасал, а Себя не может спасти. И еще: если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него (Мк.15:29-31; Мф.27:40,42).
И если они действительно говорили правду, то подобало им без сомнений обратиться к Нему, — ведь открылось, что Он Царь не только Израиля, но и всего мира. Ибо для чего померкло солнце на три часа, да еще в полдень? — Чтобы все узнали о (Его) страданиях. Земля потряслась и камни расселись, — чтобы обнаружилось, что Он мог это сделать и с иудеями; многие тела (усопших) воскресли — в доказательство всеобщего воскресения и для явления силы Страдавшего. Завеса в храме разодралась (Мф.27:51), как будто храм гневался (разрывая свою одежду) за то, что страдает Прославляемый в нем, и всем открылось невидимое прежде (Святое Святых).
Итак, Христос был распят в третий час, как говорит святой Марк (см.: Мк.15:25), от шестого же часа тьма была до часа девятого (Мф.27:45; ср.: Мк.15:33). Тогда и Лонгин сотник, видя солнце (померкшее) и другие знамения, (устрашился) весьма и сказал: воистину, Он был Сын Божий (Мф.27:54; ср.: Мк.15:39; Лк.23:47). Один из разбойников злословил Иисуса, а другой унимал его, решительно запрещая ему, и исповедал Христа Сыном Божиим. Вознаграждая его веру, Спаситель обещал ему пребывание с Собою в раю (см.: Лк.23:39-43).
В довершение ко всем издевательствам, Пилат написал и надпись на кресте, гласившую: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин.19:19). Хотя (первосвященники) и не позволяли Пилату писать так, но что Он говорил: (Я Царь Иудейский), однако Пилат возразил: что я написал, то написал (см.: Ин.19:21-22). Потом Спаситель произнес: жажду, — и Ему дали иссоп с уксусом. Сказав: совершилось! — и преклонив главу, (Он) предал дух (см.: Ин.19:28-30).
Когда все разошлись, при Кресте стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, а также любимый ученик Господа Иоанн (см.: Ин.19:25-26). Обезумевшие же иудеи, которым недостаточно было видеть тело на кресте, просили Пилата, так как тогда была пятница и великий праздник Пасхи, (приказать) перебить у осужденных голени, чтобы скорее наступила смерть. И у двоих перебили голени, потому что они были еще живы. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов, по имени Лонгин, угождая безумным, поднял копье и пронзил Христу ребра с правой стороны, и тотчас истекла кровь и вода (см.: Ин.19:31-34).
Первое показывает, что Он человек, а второе — что Он выше человека. Или кровь — для Таинства Божественного причащения, а вода — для крещения, ибо те два источника поистине дают начало Таинствам. И Иоанн, видевший это, засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин.19:35), ведь написал присутствовавший там и видевший все своими глазами.
После этих удивительных событий, как уже настал вечер, пришел Иосиф из Аримафеи — также ученик Иисуса, но тайный, осмелился войти к Пилату, будучи известен ему, и просил тела Иисусова (ср.: Мк.15:42-43; Ин.19:38); и Пилат позволил взять тело (Ин.19:38). Иосиф, сняв его с креста, положил со всяким благоговением. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде (к Иисусу) ночью, — и принес некий состав из смирны и алоэ, приготовленный в достаточном количестве (ср.: Ин.19:39). Обвив (тело) пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи, они положили его поблизости, в гробе Иосифа, высеченном в скале, где еще никто не был положен (ср.: Лк.23:53; Ин.19:40). (Так устроилось для того), чтобы, когда Христос воскреснет, воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому (лежавшему вместе с Ним). Смесь же алоэ и смирны евангелист упомянул потому, что она очень клейкая, — чтобы мы, когда услышим о пеленах и головных повязках, оставленных во гробе (см.: Ин.20:6-7), не думали, будто тело Христово украдено: ибо как можно было, не имея достаточно времени, оторвать их, настолько сильно прилипшие к телу?
Все это чудесно совершилось в ту пятницу, и богоносные отцы повелели нам творить память обо всем этом с сокрушением сердца и умилением. Замечательно и то, что Господь распялся в шестой день седмицы — в пятницу, так же как и в начале в шестой день был создан человек. А в шестой час дня был повешен на кресте, как и Адам, говорят, в этот час простер руки, прикоснулся к запретному древу и умер, поскольку подобало ему снова воссоздаться в тот же час, в какой он пал. А в саду — как и Адам в раю. Горькое питие — по образу (Адамова) вкушения. Пощечины означали наше освобождение. Оплевание и позорное выведение в сопровождении воинов — почет для нас. Терновый венец — устранение нашего проклятия. Багряница — как кожаные одежды или наше царское убранство. Гвозди — окончательное умерщвление нашего греха. Крест — древо райское. Пронзенные ребра изображали Адамово ребро, из которого (произошла) Ева, от которой — преступление. Копье — устраняет от меня огненный меч (см.: Быт.3:24). Вода из ребер — образ крещения. Кровь и трость — ими Он, как Царь, подписал красными буквами (грамоту), даровав нам древнее отечество. Есть предание, что Адамова голова лежала там, где был распят Христос — Глава всех, и омылась истекшею кровью Христовой, — почему это место и именуется Лобным.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Перевод: Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровью: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!
Тропарь, глас 1
Распе́ншуся Тебе́, Христе́, поги́бе мучи́тельство, попра́на бысть си́ла вра́жия: ниже́ бо А́нгел, ниже́ челове́к, но Сам, Го́споди, спасл еси́ нас, сла́ва Тебе́.
Тропарь, глас 6
Го́споди, осуди́ша Тя иуде́е на смерть, Жизнь всех, и́же Чермно́е мо́ре жезло́м проше́дшии, на Кресте́ Тя пригвозди́ша: и и́же от ка́мене мед сса́вшии, желчь Тебе́ принесо́ша. Но во́лею претерпе́л еси́, да нас свободи́ши от рабо́ты вра́жия, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.
Тропарь, глас 2
Спасе́ние соде́лал еси́ посреде́ земли́, Христе́ Бо́же, на Кресте́ пречи́стеи ру́це Твои́ просте́рл еси́, собира́я вся язы́ки, зову́щия: Го́споди, сла́ва Тебе́.
Тропарь, глас 8
Ви́дя разбо́йник Нача́льника жи́зни на Кресте́ ви́сяща, глаго́лаше: а́ще не бы Бог был вопло́щься, И́же с на́ми распны́йся, не бы со́лнце лучи́ своя́ потаи́ло, ниже́ бы земля́ трепе́щущи трясла́ся. Но вся терпя́й, помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.
Кондак, глас 8
Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м:/ Того́ бо ви́де Мари́я на Дре́ве и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.
Перевод: Придите все, Распятого за нас воспоем. Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, Ты – Сын и Бог мой».
Богослужебные (литургические) особенности
- Богослужения Страстной Седмицы наряду
- Триодь Постная. Служба во Святую и Великую Пятницу
- Страстные Евангелия
- Песнопения Страстной седмицы
- Паримии страстной субботы Андрей Десницкий
- Синаксарь во Святую Великую Пятницу
К суточному кругу Великой Пятницы относятся 3 службы: утреня, великие часы и великая вечерня.
Утреня Великой Пятницы. Вечером в четверг совершается утреня; еще эта служба имеет особое название – «Последование Святых Страстей» (в обиходе она еще называется «утреня с чтением 12-ти Евангелий»). По Уставу полагается еще малое повечерие, однако оно почти повсеместно опускается (даже в тех храмах, где все предыдущие дни Страстной седмицы повечерие совершали) из-за того, что служба утрени достаточно продолжительная.
Богослужение утрени Великой Пятницы включает в себя 2 «слоя»: собственно схему утрени и многочисленные песнопения из древнего иерусалимского чина. 12 Евангелий распределены по всей утрене, так что 1-е Евангелие читается после пения тропаря, последнее – после стихир на стиховне. Схема службы достаточно сложная, однако для запоминания полезно обратить внимание на следующий факт: между тропарями и каноном положена вставка с чтением 8-ми Евангелий, тогда как далее начиная с канона идет обычная схема утрени, в которую в определенных местах вставляются еще 4 евангельских чтения.
До «Аллилуиа» схема стандартная, далее поется тропарь «Егда славнии ученицы…» 3 раза. В это время духовенство выходит в центр храма, выносят Евангелие и совершают полное каждение храма. Далее — малая ектения и 1-е Евангелие. 1-е Евангелие – самое продолжительное (Ин.13:31-18:1). Перед каждым Евангелием принято петь «Слава Страстем Твоим, Господи», после окончания каждого Евангелия – «Слава долготерпению Твоему, Господи».
После 1-го Евангелия 5 раз подряд одна и та же схема: 3 антифона, малая ектения, седален, очередное Евангелие (со 2-го по 6-е).
После 6-го Евангелия – «Блаженны…» с тропарями, малая ектения, прокимен «Разделиша ризы Моя себе…» и 7-е Евангелие. 50 псалом и 8-е Евангелие.
Далее обычная схема утрени, полезно запомнить, в какие места вставляются последующие евангельские чтения: после светильна – 9-е Евангелие, после хвалитных стихир – 10-е, после просительной ектении – 11-е Евангелие, затем стихиры на стиховне (в это время настоятель совершает полное каждение храма, которое предваряет чтение заключительного Евангелия) и 12-е Евангелие. После этого духовенство уходит в алтарь и завершается утреня. 1-й час не присоединяется, так как совершается утром в пятницу в составе великих (царских) часов.
Великие часы совершаются утром (начинаются в 7.00 – 9.00) по стандартному чину великих часов (по той же схеме, как на Рождество Христово и Богоявление). На каждом часе читается Евангелие — описание Страстей Господних в версии каждого евангелиста по порядку. Напомним особенности великих часов:
- 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе;
- На каждом часе один псалом из стандартного последования остается, два других – заменяются (в данном случае псалмами, содержащими пророчества о Страстях);
- После Богородична на каждом часе полагается вставка: 3 стихиры, прокимен, паремия, Апостол и Евангелие;
- На 1-м и 9-м часах – полное каждение храма, на 3-м и 6-м – малое каждение;
- Духовенство находится в центре храма, Евангелие в самом начале выносят и кладут на центральный аналой, после чтения на 9-м часе уносят в алтарь.
К великим часам присоединяются изобразительны, на которых читаются Символ веры и 33 псалом (эти молитвы читаются на изобразительных из-за того, что в этот день отменяется литургия).
Как известно, литургии в Великую Пятницу не положено (как уже было отмечено, отмена литургии утвердилась с XIII века) и это – одна из наиболее известных особенностей данного дня.
Великая вечерня. Днем в пятницу (примерно в 14.00) совершается великая вечерня с выносом Святой Плащаницы; перед началом вечерни священники кладут Плащаницу на престол. На вечерне важны следующие особенности:
- Вход с Евангелием, после «Свете тихий…» — 2 прокимена и 3 паремии, прокимен Апостола, Апостол, аллилуарий и Евангелие;
- Во время стихир на стиховне настоятель облачается во все одежды, при пении стихиры на «Слава, и ныне» «Тебе Одеющагося…» открывают царские врата и совершается каждение алтаря;
- При пении тропарей по «Ныне отпущаеши…» выносят Плащаницу и кладут в центре храма; сразу после этого на практике принято читать канон «на Плач Богородицы» (хотя по Уставу он должен читаться на отдельном малом повечерии).
- После отпуста великой вечерни бывает целование Плащаницы.
О посте Великой Пятницы
Великая Пятница – день строгого (даже строжайшего поста); пост в этот день соблюдали уже в конце II века и в нашей практике, несмотря на многочисленные послабления в плане телесного поста для мирян, Великая Пятница остается самым строгим днем в году. Типикон дает такое предписание относительно этого дня: «прияхом в Палестине, в сей святый день Великаго Пятка, не творити Преждесвященную, ниже паки совершенную литургию, но ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сий день распятия: аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода, по захождении солнца». В связи с этим в монастырях в день Великой Пятницы вообще не предлагается трапеза, за исключением отдельного питания «многонемощных и престарелых». В приходской традиции для мирян установился обычай не вкушать пищи до выноса Святой Плащаницы, в связи с чем многие верующие в этот день вкушают пищу после окончания великой вечерни (примерно около 16.00). Относительно употребления воды запрещения нет и только воду в 1-й половине дня пить разрешается.
Каноны и Акафисты
Проповедь дня
- Прот. Вячеслав Резников. О Разбойнике и о Петре.
- Митр. Макарий (Булгаков). Речь в Великий пяток.
- Прот. Александр Глебов. Проповедь на Великий Пяток.
- Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский. Перед плащаницей.
- Архим. Кирилл (Павлов). Слово в Великий Пяток и Благовещение. Свет радости прогоняет скорбь.
- Еп. Виссарион (Нечаев). Победа Христа над смертию и адом. Поучение на вечерне Великаго Пятка.
- Прот. Димитрий Смирнов. Великая Пятница.
- Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово в Великий Пяток.
- Св. праведный Алексий Мечев. Слово в Великий Пяток.
- Митр. Сурожский Антоний. Вынос Плащаницы.
- Свт. Филарет Московский. Слово в великий пяток.
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в Великий Пяток.
- Прот. Родион Путятин. В Великий Пяток, пред Плащаницей.
- Прот. Вячеслав Харинов. У Плащаницы.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.