Апостол сомнения
Недавно православный календарь напомнил нам историю Иоанна Богослова – Апостола любви и верности, а 19 октября (6-го по старому стилю) там значится память его коллеги, одного из Двенадцати апостолов, человека на первый взгляд противоположного. Это всем известный Фома, «называемый Близнец (греч. Дидим)», которого можно наречь «Апостолом сомнения». Но и это качество иногда необходимо, и Фоме принадлежит значительная роль в христианской истории.
Он одним из первых стал апостолом («посланником») Иисуса Христа, был Ему предан, но, обладая критическим сознанием, отказался верить рассказам апостолов о Его воскресении. (Фомы не было среди других десяти апостолов во время явления им воскресшего Учителя.) «Пока не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец – не поверю»! – упрямо твердил он несколько дней своим товарищам (Ин.20:25). Отсюда нарицательное имя – «Фома неверующий» (т. е. «неверный»!). Явившийся через неделю Христос предложил ему осязать свои раны с укоризненными словами: «Ты поверил, потому что увидел Меня? Блаженны не увидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Православный богослужебный календарь нарочито посвящает этому событию следующее воскресенье после Пасхи (Антипасха, или, в народной терминологии, «Фомина неделя»).
Житийная традиция с лихвой компенсирует этот непохвальный эпизод его биографии символической подробностью прославления усопшей Богоматери. Апостолы, собравшиеся в Иерусалим для Её погребения со всех концов Римской ойкумены, должны были на третий день вновь раскрыть гробницу для запоздавшего Фомы, проповедовавшего в далекой Индии. Ранее усомнившийся в воскресении Христа, он теперь сам возвестил о воскрешении Его Матери: желая поклониться телу Марии, он нашел в пещере одни погребальные пелены.
Мистическая традиция древних гностиков (от греч. гносис – "знание"), обыгрывая образ Фомы как «близнеца» Иисуса Христа и единственного из апостолов, будто бы удостоившегося откровения о «тайном смысле» Его учения, воплотилась в древних апокрифических памятниках: Евангелие от Фомы, Книга Фомы Атлета, Деяния Фомы (существуют русские переводы). По преданию, он проповедовал в Палестине, Эфиопии, Месопотамии, Парфии и даже крестил евангельских волхвов (магов). Затем он отправился к индийскому царю Гондоферу, крестил его и обратил в христианство многих жителей этой сказочной страны. За это верховный языческий жрец в ярости пронзил Фому мечом. Христиане Индии называют себя "христианами апостола Фомы" и указывают место его погребения на Малабарском побережье Индийского океана.
Издавна в народном религиозном обиходе принято выбирать покровителей профессий и специализаций – традиция несколько смешная и наивная, берущая начало от языческих богов-патронов (будем снисходительны). Так вот, следуя этой традиции, Фому можно назвать также «Апостолом эмпирического знания».
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Литература
«Евангелие Фомы», пер. М. К. Трофимовой // Апокрифы древних христиан. М., 1989., с. 219-249;
Е. Н. Мещерская. Деяния Иуды Фомы, М., 1990; «Деяния Иуды Фомы апостола», пер. с сирийского // Е. Мещерская. Апокрифические Деяния апостолов. М., 1997, с. 43-152;
Апокрифические сказания об Иисусе, Святом семействе и свидетелях Христовых / Сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. М., 1999 (см.: Описание ада в апокрифических «Деяниях Фомы», с. 158-166).