- Иисус Христос есть Бог в собственном, прямом, а не переносном смысле слова. Он Бог в том же истинном значении, как Бог Отец, о чем Сам и говорит: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30) (см. также: Ин.1:1). В воплощении Сына Божьего участвовали Отец, Сын, Святой Дух (а не только Сын, хотя воплотился лишь Сын)
- Как Бог, Иисус Христос обладает полнотой всех Божественных совершенств, отличаясь от Отца и Святого Духа только образом вечного бытия (личным ипостасным свойством): Он в вечности рождается от Бога Отца.
- Иисус Христос – не просто Бог; Он – вочеловечившийся Сын Божий (1Тим.3:16), воплотившийся Бог-Слово (Ин.1:14), Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек (Лк.2:6-7), Богочеловек (Лк.1:35).
- Вочеловечивание Сына Божьего соответствовало замыслам Божьим о спасении человека. В воплощении Сына Божьего участвовали Отец, Сын, Святой Дух (а не только Сын, хотя воплотился лишь Сын).
- Как Богочеловек, Иисус Христос обладает двумя природами: Божеской и человеческой; сказать иначе, в Его Ипостаси заключено два естества: Божеское и человеческое; это естества соединены неслитно (без взаимного слияния), непреложно (без изменения какого-либо из соединенных естеств), нераздельно (ипостасным соединением в одном Лице (в Лице Сына Божьего)), неразлучно (навсегда).
- Как Человек, Иисус Христос имел / имеет тело и душу.
- Как в Иисусе Христе соединены две природы, так в Нем соединены и две воли, при этом человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.
- Поскольку Иисус Христос – Бог и Человек, постольку Он действует и как Бог, и как Человек.
- Иисус Христос (вочеловечившийся Бог) не был заражен скверной первородного греха (не имел склонности ко злу) и не совершил ни одного личного греха: Он – безгрешен. Иисус Христос - Сын Божий, Бог; святость Божия и грех несовместимы в принципе.
- В Новом Завете Он именуется Христом, или Мессией, Сыном Единородным, Сыном Божиим, Сыном Человеческим, Агнцем, Господом, Отроком Божиим, Сыном Давидовым, Спасителем и др.
- Иисус Христос страдал и умер на кресте не по Божескому естеству, но как человек (по человеческому естеству). Он страдал душой и телесно. Между тем, поскольку Его Ипостась есть Ипостась Божественная, можно утверждать, что на Кресте страдал Сам Бог (страдал по человеческой, но не по Божественной природе).
- Посредством Крестных страданий и смерти Спасителя было совершено Искупление человека. Христос принял страдания и смерть не потому, что не мог этого избежать, но добровольно, ради спасения людей, в соответствии с Божественными замыслами о спасении.
- По Воскресении плоть Христа нетленна. Вознесшись превыше небес, Он воссел одесную Отца.
- В Свое первое пришествие Иисус Христос пребывал в уничижении, а во второй раз Он придет в величии и славе Своей, после чего состоится Страшный Суд.
Высшая богословская формула гласит: «Бог есть любовь»... И мы спрашиваем Бога Евангелия: как Ты любишь людей? И Он отвечает: до Моей смерти… Его любовь не только создала мир. Его любовь не только подарила людям свободу. Его любовь не только дала нам закон. Его любовь не только даровала нам пророков и мудрость. Его любовь не только приняла человеческий лик. Он не казался – Он стал человеком... И Его любовь к нам пошла до конца, до предельной точки, до полной отдачи Себя, до полного отказа от Себя, до жертвы и смерти. диакон Андрей
«Неизреченный, недоведомый, невидимый, непостижимый» Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал Человеком в образе Богочеловека Господа Иисуса Христа и жил среди людей на земле. Проповедь Богочеловечества воплотившегося Сына Божия составляет основу христианства, основу учения Церкви». протопресвитер Михаил Помазанский
Иисус Христос учил, что Он имеет одну сущность с Богом Отцом: «Я и Отец – одно», что Он одновременно «сошедший с небес» и «сущий на небесах», т.е. – Он одновременно пребывает на земле, как человек и на небе, как Сын Божий, будучи Бого-человеком (Ин.3:12, 10:30). Поэтому, «все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин.5:23).
Христос – всецело Бог: Младенцем в яслях – или умирая на кресте, Он не перестает быть причастным троичной полноте и в Своем вездесущии и могуществе управлять вселенной… С другой стороны, человечество Христа – это всецело наше человечество; оно Ему не присуще по превечному Его рождению, но Божественное Лицо создало Его в Себе в лоне Марии». В.Н. Лосский